Всероссийский круглый стол «Взаимодействие специалистов педагогического и медицинского профиля в обучении детей с НОДА: поиск и решения» прошел 3 декабря 2019 г. на базе Федерального ресурсного центра по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ФГБОУИ ВО «Московский государственный гуманитарно-экономический университет».
Цель проведения данного мероприятия состояла в выработке рекомендаций по механизмам взаимодействия специалистов педагогического и медицинского профиля в коррекционно-развивающей образовательной деятельности детей с НОДА.
В заседании Круглого стола приняли участие более 50 участников, в том числе из Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Астраханской, Нижегородской, Московской, Ростовской, Тульской, Ульяновской областей.
Заседание открыл приветственным словом ректор Московского государственного гуманитарно-экономического университета, доктор социологических наук, профессор Байрамов Вагиф Дейрушевич, обозначив опорные точки работы круглого стола и отметив высокий уровень профессионализма участников мероприятия.
Первый заместитель председателя комитета по образованию Государственной Думы Смолин Олег Николаевич в приветственном докладе подчеркнул важность заявленной тематики, особенно в части необходимости внесения изменений в действующий Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ относительно терминологической неточности используемых понятий «лицо с инвалидностью» и «лица с ОВЗ».
Продолжила работу круглого стола, Болотова Наталья Петровна, директор ФРЦ по развитию системы комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата МГГЭУ, кандидат психологических наук, которая в своем докладе обосновала необходимость комплексного сопровождения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата на разных возрастных этапах, начиная с самого раннего.
Проблемы медицинского сопровождения процесса обучения лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата и пути их решения наиболее полно прозвучали в докладе Левченко Ирины Юрьевны, заведующий лабораторией инклюзивного образования, Института специального образования и комплексной реабилитации, доктор психологических наук, профессор.
Важность взаимодействия с семьей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата подчеркнула Ткачева Виктория Валентиновна, профессор кафедры олигофренопедагогики и специальной психологии Московского педагогического государственного университета, доктор психологических наук, профессор.
Необходимость проведения профилактических мер антенатальных и перинатальных повреждений нервной системы, сопровождающихся нарушением движений, обозначила Левченкова Вера Дмитриевна, ведущий научный сотрудник Научно–практического центра детской психоневрологии Департамента здравоохранения, доктор медицинских наук.
Титова Оксана Владимировна, заместитель заведующего кафедрой олигофренопедагогики и клинических основ специальной педагогики Московского государственного педагогического университета, кандидат педагогических наук, доцент, в своем докладе выявила возможности взаимодействия психолого-педагогического и медицинского состава специалистов в процессе обучения детей с НОДА.
Выступая перед участниками мероприятия, Поршнева Сания Эльмаровна, директор государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Центр «Динамика», подчеркнула особую роль специалистов медицинского профиля в деятельности психолого-педагогического консилиума.
Абкович Алла Яковлевна, начальник отдела научных исследований ФГБНУ «Институт коррекционной педагогики Российской академии образования», кандидат педагогических наук, заострила внимание на необходимости обеспечения доступности реабилитационных услуг для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных организациях разного типа в процессе обучения.
Подводя предварительные итоги первой части заседания, Симоновой Татьяной Николаевной, заведующей кафедрой коррекционной педагогики Астраханского государственного университета, доктор педагогических наук, участникам были предложены рекомендации по организации лечебно-профилактического режима для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в образовательных организациях.
В докладе Поздеевой Татьяны Николаевны, заместителя директора по коррекционной работе Государственного казенного общеобразовательного учреждения Ростовской области Волгодонская специальная школа-интернат «Восхождение», были обозначены ключевые моменты процесса разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающегося с НОДА с учетом медицинских реабилитационных мероприятий.
Учитель-дефектолог Государственного бюджетного учреждения «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы Лебединская Галина Владимировна представила модель комплексного сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития и подчеркнула необходимость выработки мероприятий по совершенствованию коррекционно-развивающей работы с детьми.
Подытоживая работу круглого стола, директор Государственного казенного общеобразовательного учреждения города Москвы «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 31» Середкина Елена Юрьевна, отметила важность организации взаимодействия с зарубежными специалистами в области образования и комплексного сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
В обсуждении поставленных проблем приняли участие Жукова Евгения Валерьевна — заместитель руководителя Центра социальной, профессиональной и психологической экспертно-реабилитационной диагностики и реабилитации Федерального бюро медико-социальной экспертизы; Шмелева Любовь Павловна — директор муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат»; Балуева Юлия Васильевна — заместитель директора по учебно-воспитательной работе государственного казённого общеобразовательного учреждения Ленинградской области «Школа-интернат, реализующая адаптированные образовательные программы, «Красные Зори»; Исмаилова Наиля Алиевна — директор областного государственного казённого общеобразовательного учреждения «Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 88 «Улыбка»; Гусева Яна Викторовна — психолог БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 110»; профессорско-преподавательский состав кафедры педагогики и психологии МГГЭУ.
Результатом работы всероссийского круглого стола стала выработанная участниками резолюция о необходимости построения системы межведомственного взаимодействия для решения вопросов педагогического и медицинского сопровождения в процессе воспитания и обучения детей с НОДА, объединения усилий Министерства просвещения, Министерства здравоохранения, Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.