В конце года РУМЦ РГУ СоцТех активизировал работу по повышению квалификации преподавателей, обучающих инвалидов

Во второй половине ноября 2024 года Российский государственный университет социальных технологий реализовал сразу три дополнительных профессиональных программы повышения квалификации. Рассказываем подробнее о курсах, целевой аудитории и целях обучения.

Суммарно в трех программах приняли участие почти 400 человек. Все участники успешно сдали итоговое тестирование и получили дипломы о повышении квалификации установленного образа. Все курсы проходили в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий. Подобные мероприятия — важная составляющая в развитии инклюзивного обучения и доступной среды и особенно в части последующего трудоустройства студентов с инвалидностью.

С 18 по 26 ноября реализовали курс повышения квалификации по программе «Взаимодействие куратора практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей с обучающимся инвалидом». Эта программа рассчитана на 72 часа и состоит из трех модулей: нормативно-правовой о трудоустройстве лиц с инвалидностью и два практических — об организации производственной практики и особенностях взаимодействия со студентами различных нозологий. Целевая аудитория — работодатели, готовые брать на учебную или преддипломную практику студентов-инвалидов.

Параллельно, 21–22 ноября, началась программа «Развитие инклюзивных спортивных секций в образовательных организациях высшего образования» (16 часов). Цель курса — обучить и развить профессиональные компетенции у лиц, которые проводят в вузах занятия адаптивной физкультурой и занятия по инклюзивным видам спорта. Программа будет интересна кафедрам физкультуры в колледжах и университетах, а также тренерам, готовым работать с инвалидами и лицами с ограничениями по здоровью.

Курс «Развитие инклюзивной культуры в системе высшего образования» (72 часа) провели в период с 22 по 28 ноября 2024 года. Задачи курса — прививать и развивать инклюзивную культуру у сотрудников вузов всех уровней, от преподавателей и профессоров до вспомогательного персонала. К 2030 году все высшие учебные заведения должны быть готовы обеспечить условия для инклюзивного обучения. Важная часть этих процессов не только техническое обеспечение, но и умение выстраивать диалог со студентами с особенностями, помогать им адаптироваться к учебным процессам. А также помочь им влиться в студенческий коллектив, научить нормотипичных студентов общаться с ребятами с ОВЗ уважительно и на равных, содействовать в бытовых вопросах.

Модераторами программ выступили:

  • Руслан Хакимов — канд. юрид. наук, доцент, руководитель РУМЦ РГУ СоцТех;
  • Анна Ефименко — ведущий специалист РУМЦ РГУ СоцТех, 4-кратный серебряный и бронзовый призер Паралимпийских игр, 10-кратная чемпионка мира, 13-кратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России; мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России по плаванию;
  • Светлана Котовская — д-р психол. наук, канд. биол. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики РГУ СоцТех;
  • Игорь Руденко — канд. пед. наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики РГУ СоцТех.

В преподавательский состав, помимо вышеназванных экспертов, вошли:

  • Лариса Беленкова — доцент кафедры психологии и педагогики РГУ СоцТех;
  • Дмитрий Выгонов — руководитель региональных проектов Группы компаний «Исток-Аудио»;
  • Наталия Газизова — руководитель центра психологической поддержки и социальной защиты РГУ СоцТех;
  • Мария Филимонова — психолог Фонда помощи инвалидам и ветеранам боевых действий «Своих не бросаем».

Участие в курсах было бесплатным для всех вузов-партнеров РУМЦ РГУ СоцТех. Все мероприятия проводились при официальной поддержке Минобрнауки России. Подобные программы будут масштабированы в следующем году: сеть РУМЦ усилит мероприятия по подготовке специалистов для работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ.

Справочно. Напомним, РГУ СоцТех — единственная в России организация инклюзивного высшего образования. Среди обучающихся в университете — до 40 % студенты с инвалидностью и ОВЗ всех нозологических групп (это самое высокое процентное соотношение в нашей стране и, вероятно, мире). С момента основания в 1990 году в вузе учатся ребята с инвалидностью, различными ограничениями по здоровью и студенты, не имеющие таковых. РГУ СоцТех постоянно развивает доступную среду для обучения и восприятия учебных программ, делает все, чтобы студенты с ОВЗ чувствовали себя полноценным членами студенческого сообщества.

Источник: пресс-релиз РУМЦ РГУ СоцТех