Во второй половине ноября 2024 года Российский государственный университет социальных технологий реализовал сразу три дополнительных профессиональных программы повышения квалификации. Рассказываем подробнее о курсах, целевой аудитории и целях обучения.
Суммарно в трех программах приняли участие почти 400 человек. Все участники успешно сдали итоговое тестирование и получили дипломы о повышении квалификации установленного образа. Все курсы проходили в очно-заочной форме с применением дистанционных технологий. Подобные мероприятия — важная составляющая в развитии инклюзивного обучения и доступной среды и особенно в части последующего трудоустройства студентов с инвалидностью.
С 18 по 26 ноября реализовали курс повышения квалификации по программе «Взаимодействие куратора практической подготовки (учебной и (или) производственной практики) из числа представителей работодателей с обучающимся инвалидом». Эта программа рассчитана на 72 часа и состоит из трех модулей: нормативно-правовой о трудоустройстве лиц с инвалидностью и два практических — об организации производственной практики и особенностях взаимодействия со студентами различных нозологий. Целевая аудитория — работодатели, готовые брать на учебную или преддипломную практику студентов-инвалидов.
Параллельно, 21–22 ноября, началась программа «Развитие инклюзивных спортивных секций в образовательных организациях высшего образования» (16 часов). Цель курса — обучить и развить профессиональные компетенции у лиц, которые проводят в вузах занятия адаптивной физкультурой и занятия по инклюзивным видам спорта. Программа будет интересна кафедрам физкультуры в колледжах и университетах, а также тренерам, готовым работать с инвалидами и лицами с ограничениями по здоровью.
Курс «Развитие инклюзивной культуры в системе высшего образования» (72 часа) провели в период с 22 по 28 ноября 2024 года. Задачи курса — прививать и развивать инклюзивную культуру у сотрудников вузов всех уровней, от преподавателей и профессоров до вспомогательного персонала. К 2030 году все высшие учебные заведения должны быть готовы обеспечить условия для инклюзивного обучения. Важная часть этих процессов не только техническое обеспечение, но и умение выстраивать диалог со студентами с особенностями, помогать им адаптироваться к учебным процессам. А также помочь им влиться в студенческий коллектив, научить нормотипичных студентов общаться с ребятами с ОВЗ уважительно и на равных, содействовать в бытовых вопросах.
Модераторами программ выступили:
- Руслан Хакимов — канд. юрид. наук, доцент, руководитель РУМЦ РГУ СоцТех;
- Анна Ефименко — ведущий специалист РУМЦ РГУ СоцТех, 4-кратный серебряный и бронзовый призер Паралимпийских игр, 10-кратная чемпионка мира, 13-кратная чемпионка Европы, многократная чемпионка России; мастер спорта международного класса, заслуженный мастер спорта России по плаванию;
- Светлана Котовская — д-р психол. наук, канд. биол. наук, доцент, заведующая кафедрой психологии и педагогики РГУ СоцТех;
- Игорь Руденко — канд. пед. наук, доцент, декан факультета психологии и педагогики РГУ СоцТех.
В преподавательский состав, помимо вышеназванных экспертов, вошли:
- Лариса Беленкова — доцент кафедры психологии и педагогики РГУ СоцТех;
- Дмитрий Выгонов — руководитель региональных проектов Группы компаний «Исток-Аудио»;
- Наталия Газизова — руководитель центра психологической поддержки и социальной защиты РГУ СоцТех;
- Мария Филимонова — психолог Фонда помощи инвалидам и ветеранам боевых действий «Своих не бросаем».
Участие в курсах было бесплатным для всех вузов-партнеров РУМЦ РГУ СоцТех. Все мероприятия проводились при официальной поддержке Минобрнауки России. Подобные программы будут масштабированы в следующем году: сеть РУМЦ усилит мероприятия по подготовке специалистов для работы с лицами с инвалидностью и ОВЗ.
Справочно. Напомним, РГУ СоцТех — единственная в России организация инклюзивного высшего образования. Среди обучающихся в университете — до 40 % студенты с инвалидностью и ОВЗ всех нозологических групп (это самое высокое процентное соотношение в нашей стране и, вероятно, мире). С момента основания в 1990 году в вузе учатся ребята с инвалидностью, различными ограничениями по здоровью и студенты, не имеющие таковых. РГУ СоцТех постоянно развивает доступную среду для обучения и восприятия учебных программ, делает все, чтобы студенты с ОВЗ чувствовали себя полноценным членами студенческого сообщества.
Источник: пресс-релиз РУМЦ РГУ СоцТех