Мастер-класс
1 декабря в 12.20
Этика инклюзиии
Ведущий:д.с.н. Наберушкина Э.К.
Аннотация. В рамках мастер класса рассматриваются вопросы формирования инклюзивной культуры, что является необходимым условием для успешности всех институциальных форм работы в логике инклюзии. Современный российский социум еще не преодолел инвалидизирующих стратегий, а идеи нормализации жизни инвалидов остаются дискуссионными. Инклюзия пока не воспринята в должной мере как новый социокультурный код развития общества и увязывается преимущественно с инклюзией в образовании. С целью анализа практик инвалидизации, стигматизации и для понимания того как возможно конструирование культуры и этики инклюзии предложена модель мастер-класса «Инвалидизация vs. нормализация», а также схема работы с конкретными кейсами.
Структура работы в рамках тематики «Нормализация vs. Инвалидизация»
- Вводная часть.
Рассматривается концепция нормализации жизни инвалидов, разработанная Б. Нирье, В. Вольфенсбергером, что дает понимание барьеров системы общества на пути людей с ограниченными возможностями к независимой и полноценной жизни, полноправному гражданству. Рассматривается вариативность форм инвалидизации, что представляет собой обратный нормализации процесс.
- Работа с кейсами (геттоизация, гипервнимание, экзотизация, героизация, инфантилизация)
- Итоги дискуссии подводятся путем выстраивания стратегий распространения этических принципов взаимодействия с инвалидами в контексте нормализации.
Каждая группа предлагает свои мини-стратегии (мероприятия, которые могут быть реализованы на местах, в конкретных группах или ситуациях), для формирования культуры инклюзии и конкретных этических навыков общения в гетерогенной среде. Дальнейшая работа в группах направлена на детальное рассмотрение деловых стратегий и повседневных практик конкретных организаций, учреждений, сервисов в которые вовлечены участники мастер-класса.